Тема 3 Методы решения логистических задач
К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, следует отнести:
методы системного анализа;
методы теории исследования операций;
кибернетический подход;
прогностику.
Применение этих методов позволяет прогнозировать материальные потоки, создавать интегрированные системы управления и контроля их движения, разрабатывать системы логистического обслуживания, оптимизировать запасы и решать ряд других задач.
Основные принципы системного подхода
Природа материального потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участки логистического процесса. Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место.
Общая теория систем исходит из того, что любой объект технический, экономический, социальный, биологический и т.д. можно анализировать и создавать как систему, т.е. как комплекс взаимосвязанных элементов, действующий для достижения единой цели. Таким образом, система – это совокупность некоторых составных частей (или элементов), имеющих определенные характеристики и даже свои локальные цели, но соединенных вместе некоторой структурой и действующих для достижения единой цели и в связи с этим образующих нечто целое, упорядоченное и организованное.
При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:
· принцип последовательного
продвижения по этапам создания системы.Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макро уровне, т.е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микро уровне, т.е. внутри своей структуры;
· принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
· принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.
В логистике один из основных методов синтеза систем – моделирование. Основная цель моделирования – прогноз поведения процесса или системы. Ключевой вопрос моделирования – «Что БУДЕТ, ЕСЛИ…?». Существенной характеристикой любой модели является степень полноты подобия модели моделируемому объекту. По этому признаку все модели можно разделить на изоморфные и гомоморфные.
Изоморфные – это модели, включающие все характеристики объекта-оригинала, способные, по существу, заменить его. Если можно создать его и наблюдать изоморфную модель, то наши знания о реальном объекте будут точными. В этом случае мы сможем точно предсказать поведение объекта.
Гомоморфные модели. В их основе лежит неполное, частичное подобие модели изучаемому объекту. При этом некоторые стороны функционирования реального объекта не моделируются совсем. В результате упрощаются построение модели и интерпретация результатов исследования.
При моделировании логистических систем абсолютное подобие не имеет места. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать лишь гомоморфные модели.
Выделяют материальные и абстрактные модели.
Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого явления или объекта. К этой категории относятся, в частности, уменьшенные макеты предприятий оптовой торговли, позволяющие решить вопросы оптимального размещения оборудования и организации грузовых потоков.
Абстрактное моделирование часто является единственным способом моделирования в логистике. Его подразделяют на символическое и математическое.
К символическим моделям относят языковые и знаковые.
Языковые модели – это словесные модели, в основе которых лежит набор слов (словарь), очищенных от неоднозначности. Этот словарь называется «тезаурус». В нем каждому слову может соответствовать лишь единственное понятие, в то время как в обычном словаре одному слову могут соответствовать несколько понятий.
Знаковые модели. Если ввести условное обозначение отдельных понятий, т.е. знаки, а также договориться об операциях между этими знаками, то можно дать символическое описание объекта.
Математическим моделированием называется процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математического объекта, называемого математической моделью. В логистике широко применяются два вида математического моделирования: аналитическое и имитационное.
Аналитическое моделирование – это математический прием исследования логистических систем, позволяющий получать точные решения. Аналитическое моделирование осуществляется в следующем порядке.
Первый этап. Формулируются математические законы, связывающие объекты системы. Эти законы записываются в виде некоторых функциональных соотношений (алгебраических, дифференциальных и т.п.).
Второй этап. Решение уравнений, получение теоретических результатов.
Третий этап. Сопоставление полученных теоретических результатов с практикой (проверка на адекватность).
К недостаткам аналитического моделирования относят возможность его применения только к простым системам. Логистические системы являются сложными механизмами.
Другим видом математического моделирования является имитационное моделирование.
Как уже отмечалось, логистические системы функционируют в условиях неопределенности окружающей среды. При управлении материальными потоками должны учитываться факторы, многие из которых носят случайностный характер. В этих условиях создание аналитической модели, устанавливающей четкие количественные соотношения между различными составляющими логистических процессов, может оказаться либо невозможным, либо слишком дорогим. При имитационном моделировании закономерности, определяющие характер количественных отношений внутри логистических процессов, остаются непознанными. В этом плане логистический процесс остается для экспериментатора «черным ящиком». Определение условий, при которых результат удовлетворяет требованиям, является целью работы с имитационной моделью.
Основным достоинством имитационного моделирования является то, что этим методом можно решать сложные задачи, модели позволяют достаточно просто учитывать случайные воздействия и другие факторы, которые создают трудности при аналитическом исследовании. Модели не решают, а осуществляют прогон программы с заданными параметрами.
Имитационное моделирование имеет ряд существенных недостатков, которые также необходимо учитывать.
1. Исследования с помощью этого метода обходятся дорого.
Причины:
— Для построения модели и экспериментирования на ней необходим высококвалифицированный специалист-программист;
— Необходимо большое количество машинного времени, поскольку метод основывается на статистических испытаниях и требует многочисленных прогонов программ;
— Модели разрабатываются для конкретных условий и, как правило, не тиражируются.
2. Велика вероятность ложной имитации. Процессы в логистических системах носят вероятностный характер и поддаются моделированию только при введении определенного рода допущений.
Например, разрабатывая имитационную модель товароснабжения района и принимая среднюю скорость движения автомобиля на маршруте, равную 25 км /ч, мы исходим из допущения, что дорожные условия хорошие. В действительности погода может испортиться и, в результате наступившего гололеда, скорость на маршруте упадет до 15 км / ч. Реальный процесс пойдет иначе.
Анализ ABC
Управление в логистике характеризуется, как правило, наличием большого количества однородных объектов управления, по-разному влияющих на результат деятельности предприятия. Например, управляя запасами предприятий в сферах производства и обращения, иногда приходится принимать решения по десяткам тысяч позиций ассортимента. При этом разные позиции ассортимента заслуживают разного внимания, так как с точки зрения вклада в тот или иной результат торговой или производственной деятельности они не являются равноценными.
Идея анализа АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.
Принцип анализа АВС подобен широко известному в экономике правилу Парето (20/ 80), согласно которому лишь пятая часть (20 %) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата. Например, в торговле 20% наименований товаров дает, как правило, 80% прибыли предприятия, остальные 80% наименований товара – лишь необходимое дополнение, обязательный ассортимент. Из всего количества поставщиков предприятия лишь 20% создают 80% всей опасности потерь от связей с недобросовестным контрагентом.
Суть анализа АВС состоит в том, что в процессе достижения какой-либо цели нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, то же внимание, что и объектам первостепенной важности.
Экспертные системы в логистике
Под экспертными системами в логистике понимают специальные компьютерные программы, помогающие специалистам принимать решения, связанные с управлением материальными потоками. Экспертная система может аккумулировать знания и опыт нескольких специалистов – экспертов, работающих в разных областях. Труд высококвалифицированных экспертов стоит дорого, однако, как правило, требуется не повседневно. Возможность получить совет экспертов по разным вопросам посредством обращения к компьютеру позволяет квалифицированно решать сложные задачи, повышает производительность труда персонала, и, в то же время, не требует затрат на содержание штата высокооплачиваемых специалистов.
studfiles.net
Классификация и примеры задач, решаемых в логистике
Глобальные | Общие | Частные |
1.Достижение максимального эффекта функционирования ЛС с минимальными затратами | 1.Создание интегрированной системы регулирования МП и ИП | 1.Снижение уровня страховых запасов |
2.Разработка способов управления движением товаров | 2.Сокращение времени хранения продукции в запасах | |
2.Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования | 3.Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров | 3.Сокращение времени перевозки |
4.Разработка системы учета и анализа логистических издержек | 4.Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории | |
| 5.Внедрение системы качества на предприятии | 5.Поиски, выбор поставщиков |
| 6.Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д. | 6.Организация приемки, разгрузки, складирования МР |
| 7.Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями | 7.Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей |
| 8.Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей | 8.Выбор места расположения торговой точки |
| 9.Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов | 9.Кратковременное увеличение мощности ЛС |
| 10.Внедрение систем управления движением МП MRP, JIT и их модификаций | 10.Устранение непроизводительных участков |
| 11.Планирование мощности ЛЦ | 11.Оформление заказов |
| 12.Контроль МП | 12.Выбор типа торгового посредника |
| 13.Координация деятельности различных подразделений предприятий | 13.Выбор вида транспорта для перевозки грузов |
| 14.Внешняя и внутренняя интеграция | 14.Выбор маршрута перевозки |
| 15. Разработка логистической стратегии | 15.Оформление внешнеторговой сделки |
Таблица 6
Классификация функций логистики
Признак классификации | Вид | Описание |
Характер выполняемых задач
| Оперативные | Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков |
Координационные | Выявление и сопоставление потребностей и мощности ЛС, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев ЛЦ | |
Содержание
| Базисные | Снабжение, производство, сбыт |
Ключевые | Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение объемов и направлений МП, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг | |
Поддерживающие | Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка | |
С концептуальных позиций
| Системообразующая | Организация системы управления всеми ресурсами |
Интегрирующая | Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ | |
Регулирующая | Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат | |
Результирующая | Направлена на достижение конечной цели логистического управления – выполнение шести правил логистики |
Приведенная классификация ЛФ позволяет выделить следующиефункциональные области(сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.
Принципы логистики (Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия)
Концептуальными положениями (принципами) логистики являются следующие.
Принцип системного подхода. Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда МП оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья ЛЦ должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому все звенья ЛЦ необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т.д.
Принцип тотальных затрат. Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей ЛЦ от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию ЛО, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.
Принцип глобальной оптимизации.В процессе оптимизации структуры или управления ЛС необходимо согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.
Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС или ЛЦ от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.
Использование теории компромиссов для перераспределения затрат. Подкомпромиссомпонимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это с одной стороны открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от ЛО всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев ЛС допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей ЛС в целом.
Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Смысл этого положения в использовании оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимизация потоковых процессов за счет использования специализированного оборудования, возможна только в условиях массового выпуска и использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень научно-технического развития общества.
Принцип развития логистического сервиса.По сравнению с повышением качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т.п.).
Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки.При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в ЛС широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.
Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.
Принцип TQM (total quality management) – всеобщего управления качеством. Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.
Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в ЛС.Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п. Например, одним из важнейших элементов ЛС являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления МП необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т.д.
Принцип устойчивости и адаптивности.Внешняя среда предприятий характеризуется высокой степенью неопределенности и колебаниями рыночного спроса на товары и услуги, резкими колебаниями цен на сырье, транспортными услугами, колебаниями качественных и количественных характеристик МП, изменением условий поставок и закупок и т.д. В этих условиях ЛС должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т.е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.
studfiles.net
Пример решения задачи. Основы логистики
Пример решения задачи
Рассмотрим склад, ассортимент которого включает 27 позиций (табл. 8). Предположим, что груз поступает и отпускается целыми грузовыми пакетами, хранится в стеллажах на поддонах в пакетированном виде и все операции с ним полностью механизированы. Всего за предшествующий период (например, за прошлый месяц) было получено 945 грузовых пакетов, столько же и отпущено. Груз размещается на хранение по случайному закону.
Необходимо выделить значимый (с точки зрения количества внутрискладских перемещений) ассортимент склада и разместить его в «горячей» зоне.
Таблица 8 Реализация за месяц отпущенных грузовых пакетов

Расположим все ассортиментные позиции в порядке убывания количества отпущенных за месяц грузовых пакетов (табл. 9). Верхние 6 позиций (приблизительно 20 % объектов) составят значимую группу А.
Для изучения особенностей размещения товаров на складе необходимо сделать модель склада в Excel, на которую в три ряда наносятся 27 мест хранения. Длину одного места хранения принять 1 м. Тогда длина всей зоны хранения -9м. Далее следует внести значения из таблицы 1 (наименование товаров и количество отпущенных пакетов). Для составления модели необходимо определить транспортную работу при перевозке анализируемого ассортимента.
При этом значение каждой ячейки перемножается на удвоенное расстояние от места хранения до зоны приемки и отпуска. Затем полученные значения суммируются по строкам и столбцу.
Пример. В первом ряду располагается 10 единиц товара. От первого ряда до зоны приемки товара 1 м. Транспортная работа составляет 20 м.
После определения транспортной работы при случайном расположении товара, необходимо переместить наиболее спрашиваемые товары ближе к выходу и определить сокращение работы транспорта (рис. 15).
Таблица 9
Распределение ассортимента на складе по правилу Парето

Примечание. Рассмотренный в этой задаче классический алгоритм в настоящее время подвергся пересмотру. Так, Роберт Б. Футлик (член совета директоров национальной Ассоциации консультантов по грузопереработке и управлению запасами материальных ресурсов, США) отмечает, что требуют уточнения как долевые соотношения, диктуемые законом Парето, так и опирающийся на него метод ABC.
Выводы, полученные по результатам исследования предполагают необходимость дополнения подмножеств ABC еще одним подмножеством D, включающим в себя номенклатуру такой продукции, на которую нет спроса очень длительный период (например, год и более).

Рис. 15. Модель склада
С одной стороны, имидж распределительного центра создают главным образом товары группы А, которые всегда имеются в продаже. Однако важной составляющей имиджа являются и редко запрашиваемые товары подмножества D. Если центр хотя бы два раза подряд не смог удовлетворить заказ клиента на какой-либо товар очень редкого спроса, то такой клиент обычно теряет доверие к центру. Однако вовсе не обязательно хранить редко запрашиваемые товары в распределительном центре. Необходимо собирать информацию о местонахождении этих товаров в других распределительных центрах, у клиентов или на промышленных предприятиях, для которых эти товары превратились в неликвиды и которые желают побыстрее от них избавиться.
Компьютерный анализ спроса показал, что нуждается в уточнении общепринятое положение о целесообразности хранения товаров повышенного спроса в легкодоступном месте. Такое положение в прошлом веке фактически превратилось в аксиому. На самом деле при удовлетворении многономенклатурных заказов товары повышенного спроса почти всегда отпускаются вместе с товарами стандартного и редкого спроса, поэтому нужно провести анализ сочетаний и выбрать те из них, в которых эти товары наиболее часто заказываются. Сосредоточение товаров в различных складских зонах с учетом характера спроса может привести к нерациональному использованию объема и площади склада и увеличить расходы на комплектацию заказов. Однако это касается только крупных современных складов. В отношении других объектов использование вышерассмотренной методики возможно.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ru
Задача по логистике “Спасти королевство” » Логистика в вопросах и ответах
Задача по логистике для школьников.
Случилось это очень давно. На одно королевство хотели напасть враги. Обычное дело для того времени. На этот случай на границе стояло три замка. Но людей для их охраны катастрофически не хватало. Король объявил мобилизацию. В соседних деревнях мужчины достали свои военные доспехи и приготовились идти на защиту королевства.
Первая деревня собрала 20 тысяч доблестных воинов, вторая – 50 тысяч, а третья – 30 тысяч. Первый замок нуждался в 60 тысячах защитников, второй – в 10 тысячах, а третий – в 30 тысячах. Необходимо было как можно скорее перебросить эти военные силы в замки.
Дороги в этом королевстве отдаленно напоминали наши. Поэтому расстояние лучше давать не в километрах, а в днях пути. Итак, расстояния следующие:
- от первой деревни до первого замка – 5 дней пути
- от первой деревни до второго замка – 8 дней пути
- от первой деревни до третьего замка – 2 дня пути
- от второй деревни до первого замка – 3 дня пути
- от второй деревни до второго замка – 1 день пути
- от второй деревни до третьего замка – 6 дней пути
- от третьей деревни до первого замка – 10 дней пути
- от третьей деревни до второго замка – 7 дней пути
- от третьей деревни до третьего замка – 4 дня пути
Помогите королевским военачальникам решить, из какой деревни быстрее перебросить войска в каждый замок. Нужно составить план перемещения войск:
- из первой деревни в первый замок – х1 тысяч воинов
- из первой деревни во второй замок – х2 тысяч воинов
- из первой деревни в третий замок – х3 тысяч воинов
- из второй деревни в первый замок – х4 тысяч воинов
- из второй деревни во второй замок – х5 тысяч воинов
- из второй деревни в третий замок – х6 тысяч воинов
- из третьей деревни в первый замок – х7 тысяч воинов
- из третьей деревни во второй замок – х8 тысяч воинов
- из третьей деревни в третий замок – х9 тысяч воинов
Каждый предложенный вариант будем проверять потерями, рассчитанными по формуле:
Потери = х1 * 5 + х2 * 8 + х3 * 2 + х4 * 3 + х5 * 1 + х6 * 6 + х7 * 10 + х8 * 7 + х9 * 4, тысяч воинов*дни.
Наилучший план должен давать наименьшие потери времени и войск, а значит, больше шансов на успешную защиту королевства.
Ответы пишите в комментарии. Самых смышленых детишек ждут призы))
log-lessons.ru
Методы решения задач логистики
Содержание
1. Методы решения задач логистики…………………………………………………………..3
2. Основные системы контроля состояния запасов……………………………………11
3. Информационные потоки в логистике: понятие, виды, единицы измерения. Примеры информационных потоков в коммерческой логистике…………………………………………………………………………………………………16
4. Организация информационных потоков в торговой организации на основе логистики…………………………………………………………………………………………………20
Библиографический список …………………………………………………………………..22
1. Методы решения задач логистики
Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки. Эти потоки на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходят различные производственные, транспортные, складские звенья. При традиционном подходе задачи по управлению материальными потоками в каждом звене решаются, в значительной степени, обособлено. Отдельные звенья представляют при этом так называемые закрытые системы, изолированные от систем своих партнеров технически, технологически, экономически и методологически. Управление хозяйственными процессами в пределах закрытых систем осуществляется с помощью общеизвестных методов планирования и управления производственными и экономическими системами. Эти методы продолжают применяться и при логистическом подходе к управлению материальными потоками. Однако переход от изолированной разработки в значительной степени самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления материальными потоками.
Для решения логистических задач необходимо использовать знания, разработанные наукой. Логистические задачи предстают перед предприятием почти каждый день и требуют незамедлительного решения. Логистические задачи должны решаться с помощью научной базы логистики. Научную базу логистики составляет широкий спектр методов, разработанных в рамках различных дисциплин.
К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, следует отнести методы системного анализа, методы теории исследования операций, кибернетический подход и прогностику, математические методы. Применение этих методов позволяет прогнозировать материальные потоки, создавать интегрированные системы управления и контроля за их движением, разрабатывать системы логистического обслуживания, оптимизировать запасы и решать ряд других задач.
Рассмотрим некоторые математические дисциплины, наиболее часто используемые при решении задач исследования операций.
Математическое программирование («планирование») — это раздел математики, занимающийся разработкой методов отыскания экстремальных значений функции, на аргументы которой наложены ограничения. Методы математического программирования широко используются для решения распределительных задач.
Линейное программирование (ЛП) — является наиболее простым и лучше всего изученным разделом математического программирования. В нем рассматриваются задачи, у которых показатель оптимальности представляет собой линейную функцию от переменных задачи, а ограничительные условия, налагаемые на возможные решения, имеют вид линейных равенств или неравенств. Соответственно нелинейное программирование рассматривает задачи с нелинейными целевыми функциями и ограничениями.
Задачи, решаемые с помощью сетевого моделирования (теория графов), могут быть сформулированы и решены методами линейного программирования, но специальные сетевые алгоритмы позволяют решать их более эффективно. Примеры: задачи нахождения кратчайшего пути, критического пути, максимального потока, минимизации стоимости потока в сети с ограниченной пропускной способностью и др.
Целевое программирование представляет собой методы решения задач линейного программирования с несколькими целевыми функциями, которые могут конфликтовать друг с другом.
Целочисленное линейное программирование используется для решения задач, у которых все или некоторые переменные должны принимать целочисленные значения.
Динамическое программирование предполагает разбиение задачи на несколько этапов, каждый из которых представляет собой подзадачу относительно одной переменной и решается отдельно от других подзадач.
Аппарат теории вероятностей используется во многих задачах исследования операций, например, для прогнозирования (регрессионный и корреляционный анализ), вероятностного управления запасами, моделирования систем массового обслуживания, имитационного моделирования и др.
Теория игр и принятия решений рассматривает процессы выбора наилучшей из нескольких альтернатив в ситуациях определенности (данные известны точно), в условиях риска (данные можно описать с помощью вероятностных распределений), в условиях неопределенности (вероятностное распределение либо неизвестно, либо не может быть определено).
Методы и модели теории нечетких множеств позволяют в математической форме представить и использовать для принятия решений субъективную словесную экспертную информацию: предпочтения, правила, оценки значений количественных и качественных показателей.
Широкое применение в логистике имеют различные методы моделирования, т.е. исследования логистических систем и процессов путем построения и изучения их моделей. При этом под логистической моделью понимается любой образ, абстрактный или материальный, логистического процесса или логистической системы, используемый в качестве их заместителя.
Прогностика — наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях (в количественной оценке) объекта прогнозирования (ОП) в будущем и/или альтернативных путях и сроках их осуществления. Классификация основных видов прогнозов и методов прогнозирования по различным признакам приведена соответственно в табл. 5.3 и табл. 5.4.
Этапы процедуры прогнозирования
Определение объектов прогноза.
Отбор параметров, которые прогнозируются.
Определение временных горизонтов прогноза.
Отбор моделей прогнозирования.
Обоснование модели прогнозирования и сбор необходимых для прогноза данных.
Составление прогноза.
Отслеживание результатов.
mirznanii.com
Задачи, цели и функции логистики — Мегаобучалка
Логистика широко ориентирована на потребителя.
Главная цель логистики— доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспорт, благодаря чему значительно улучшаются условия функционирования всей экономики.
Главная цель логистики реализуется путем решения большого комплекса задач.
Эти задачи разделяют на три группы:
· глобальные;
· общие;
· частные.
Глобальной (главной) задачей в логистике является достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильной обстановки на рынке. К глобальным задачам относят также моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования.
К общим задачам логистики относятся:
· создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков;
· контроль за движением материальных потоков;
· определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
· разработка способов управления движения товаров;
· стандартизация полуфабрикатов и упаковки;
· прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования;
· выявление несбалансированности между потребностями и возможностями закупки и производства;
· прогнозирование спроса на товары, производимые и перемещаемые в рамках логистической системы;
· распределение транспортных средств;
· организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей;
· оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспортно-складских комплексов.
Таким образом, на основе решений общих задач создается сеть складских систем для обслуживания потребителей, распределяются функции между распределительными складскими центрами и складами потребителей, которые рационально прикрепляют их к пунктам производства.
Частные задачи в логистике включают:
· создание минимальных запасов;
· максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах;
· сокращение времени перевозок продукции и т.д.
Таким образом, основными целями коммерческой логистики являются:
· создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции;
· достижение максимальной приспособленности предприятий и фирм в изменяющейся рыночной обстановке, повышение их рыночной доли и получение преимуществ перед конкурентами при минимизации общих логистических затрат и обеспечении комплектности и своевременности поставок;
· контроль за материальным потоком и соответствие материальных и информационных потоков друг другу;
· разработка способов управления операциями движения товаров;
· установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;
· определение объема производства, транспортировки и складирования;
· установление взаимосвязи между намеченными целями и возможностями закупки и производства.
Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
В соответствии с рассмотренными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные.
Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало, чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения.
К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.
В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.
Рынок сбыта
|
|
|
е г
р и
а с
т т
и и
|
н е
о с
е к
а
|
|
у
к к
о о
в о
о р
|
|
|
с и
т н
в а
о ц
и
я
Рынок снабжения
Рис.4.Функциональная схема логистики
Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.
К числу функций логистической координации относятся:
· выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;
· анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование развития потенциальных рынков;
· обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рис.4).
megaobuchalka.ru